Анализ действующих программ в начальной школе
В современной школе в 90 е годы XX века официально произошла смена приоритетов в обучении. «Старая» школа давала знания, умения и навыки и их носителем был учитель. Шло время, и менталитет общества изменился, изменились и дети, и источники получения информации, учитель перестал быть единственным носителем знаний с появлением Интернета, школа стала развивающей. Главной целью образования стало развитие личности ученика.
А что же такое развитие?
• Развитие – это не количество знания, а умение его применять.
• Развитие – это не количество знания, а умение его добывать.
• Развитие – это не наличие знания, а умение определить своё незнание. (Проблемное обучение.) Знания, умения, навыки становятся средством и результатом учебного процесса, а не целью.
Поэтому появилось много разнообразных программ и модулей обучения в начальной школе, которые призваны, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться. Учителя, работающие по разным программам, ведут детей к этой цели разными путями. Какой маршрут обучения выбрать – решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка. Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты программ начального образования.
В нашей школе учителями начальных классов в 2015-16 учебном году обучение будет идти по двум образовательным программам:
• “Школа России” – традиционная программа.
• “Гармония” – образовательная система с развивающим содержанием.
Все эти программы – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся: учебники, рабочие тетради и т. д., так и пособия для учителей: книги, методические рекомендации, поурочное планирование и др.
Учебно-методический комплект «Гармония»
(научный руководитель - Н.Б. Истомина)
Издательство «Ассоциация XXI века».
Сайт: http://umk-garmoniya.ru/
Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему.
В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности.
Источник: http://www.materinstvo.ru/art/8254 Materinstvo.ru
Школа России
Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа
России — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Программа многократно обновлялась с 20
00 года, совершенствовалась и дополнялась. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.
Существуют и другие учебные программы.
«Школа 2100»
Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.
Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.
Начальная школа XXI век.
под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей.
Главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.
Классическая начальная школа
В основе программы «Классическая начальная школа» — целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. В ее основе — классические принципы дидактики.
Перспективная начальная школа
Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Программа Перспектива
Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования.
Программа Планета знаний
Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Система Занкова
Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию, а не получать готовую.
Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез.
|