Введение в тему.
Ученик 1: Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогою.
Ученица 1:
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
SMSку не составишь
И открытку не отправишь.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!
Ученица 2:
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Ученик 2:
А приставки и частицы-
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ученица 1: Ты приставки приручи,
Их привычки заучи!
Ученик 1:
Сколько правил!
Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Ученица 2: Будь старательным, тогда ты!
Всё запомнишь,
Всё поймёшь!
Ученик 2:
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
О чём стихотворение?
Что такое грамматика?
Мы закончили изучение курса русского языка в начальной школе и я хочу познакомить вас с научными названиями разделов русского языка ( языкознания).
Может быть, какие-то разделы сами знаете?
(Фонетика, морфология, морфемика, синтаксис, орфография, лексика.)
1. ФОНЕТИКА
Что изучает фонетика?
Задание 1. Сделай звуко-буквенный разбор слова: ЛЬЁТ.
Вопросы устные:
Почему тройка, четверка,пятёрка, сотня относятся к существительным, а три, четыре, пять, сто – к числительным,ведь числовое значение у них одинаково? ( тройка – ж. р., ед .ч.,что?три – сколько? - - )
4. СИНТАКСИС
Что изучает синтаксис?
Задание . Запишите предложение «В сетке лежало 1/2 кг яблок».
5.ОРФОГРАФИЯ
Что изучает орфография?
Вставьте пропущенные буквы, прочитайте это предложение так, чтобы мы смогли представить себе картину, описанную данным предложением.
С…леные брызги …громных волн, разб…вающихся о пр…брежные скалы, л…тели д…леко на сушу, и дом ,срубленный из толстых брёв…н, вздрагивал непрестанно.
6 . ЛЕКСИКА
А что это такое?
Ученикам предлагается угадать слово по его лексическому значению.
В случае затруднения можно показать иллюстрацию с изображением загаданного предмета или явления. (Лексические значения слов приводятся по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова).
“Произведение автора в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом “. (Книга)
“Умение читать и писать”. (Грамота)
“Способность говорить, говорение”. (Речь)
«Перерыв в занятиях, предоставляемый для отдыха (обычно в учебных заведениях)».(каникулы)
«Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения» (школа)
7. Дополнительные задания
БУРИМЕ
Буриме – стихотворение, обычно шуточного характера, написанное на заданные заранее рифмы, иногда необычные, неожиданные, которые нельзя ни изменять, ни переставлять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
… тише … лёд … бежит
… трава … запоёт … стонет
… колышет … ото сна … горит
… слова … весна … тонет
Тихо. Но может быть тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь тишину чуть колышет,
Сладкие шепчет слова.
Я знаю точно: растает лёд,
В тиши полночной иволга запоёт.
И рыжей девчонкой, тёплой от сна,
В озябший мир придёт весна.
Русский парень от пуль не бежит,
Русский парень от боли не стонет,
Русский парень в огне не горит,
Русский парень в воде не тонет.
Подведение итогов.