Заготовки в виде тарелочки.
Ход урока.
1. Организационный момент. Деление на группы по карточкам.
2. Введение в тему урока.
Учитель:
- Мы с вами совершим видеопутешествие в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в какой именно, вы должны пройти первое испытание – расположите ваши карточки в порядке усиления цвета. Что это значит? (от светлого оттенка к темному). Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества.
Слайд – фигуры разного оттенка синего цвета (при правильном расположении складывается слово «Гжель»)
Одна из групп работает у интерактивной доски – выполняет аналогичное задание.
Учитель:
-А теперь обратите внимание на то, какое слово сложилось из ваших волшебных билетов?
Дети:
- Гжель.
Слайд – надпись «Гжель» с использованием элементов росписи.
Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само название села говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?
Дети:
- Слово состоит из звонких согласных звуков.
Учитель:
- Верно. Звуки слова звенят также, как и знаменитых гжельский фарфор. Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь».
Видеофрагмент о Гжели
3. Рассказы детей о гжельском народном промысле.
Рассказы сопровождаются презентациями.
4. Изучение отличительных особенностей гжельской росписи.(изучение нового материала) Повторение материала из раздела «Цветоведение».
Учитель:
- У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшебные билет. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?
Дети:
- Узоры выполнены синей краской.
- На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?
- (ответы детей).
Слайд – пейзажи с акцентом на синий цвет.
- Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.
- Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фольклора с упоминанием синего цвета
Ответы детей
- («собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и пр.).
Слайд – цветовой спектр.
Учитель:
- Вспомним цветоведение. Давайте дадим характеристику синего цвета (цветовой спектр).
Ответы детей
- Основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный оранжевому.
5. Первичное закрепление полученных знаний.
Слайд – фото изделий разных промыслов, витрина для размещения изделий гжели.
Учитель:
- Вы уже достаточно знаете о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее изделия от других народных промыслов. Ваше следующее задание – из предложенных фотографий ваши группы должны выбрать те, на которых изображен гжельский фарфор (пакет №2). 2 человека выполняют это задание у интерактивной доски. Время на выполнение задание – 2 минуты. По результатам работы вы должны обосновать свой выбор.
Выступления групп.
6. Практическая работа – тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.
Учитель:
- Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны.
Видеофрагмент - обучение гжельской росписи.
Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.
Слайд – примеры орнамента кантов.
- Начнем с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения краев изделий.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися( роспись тарелочки).
Слайд – примеры орнамента.
- Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает центр изделий. Для завершенности орнамента украшается тонкими завитками – усиками.
Видеофрагмент – обучение гжельской росписи.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися.
Слайд – примеры орнамента.
- Листья и ягоды. Как дополнение основного элемента.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися.
- Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.
- Подведем итог работе: основные приемы росписи – свободный мазок, примакивание, тычки и прокрутки. Базовый цвет для орнамента – синий.
7. Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции.
Слайд – правила композиции.
Учитель:
- Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма. Но для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? Расположение рисунка на изделии. Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало. Выполните следующее задание в группах – украсьте кувшин элементами росписи (мозаика в конверте №3). Время выполнения задания – 3 минуты. В качестве подсказки пользуйтесь карточкой – правила композиции.
Слайд – контур кувшина и детали для моделирования орнамента.
Дети выполняют задания в группах. 3 человека – у интерактивной доски. доски. Проверка и словесная оценка созданных орнаментов.
8. Творческое домашнее задание.
Учитель:
Вы получите белоснежные гжельские кувшины - кумганы. Но это лишь заготовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка работ.