Проверяем готовность к школе.
Поступая в школу, очень часто дети проходят тестирование, которое превращается в серьёзный экзамен, в зависимости от результатов которого ребёнка берут или не берут в 1 класс. Встревоженные родители заранее нанимают репетиторов, чтобы научить своё чадо читать, считать и писать. Какие же умения будущих первоклассников должен проверять учитель?
Принимая ребёнка в школу, учитель проверяет соответствие уровня его умственного развития возрастным нормам, т.е. как развито образное мышление, воображение, смысловая память, речь.
Готовя детей к школе, родители необязательно должны научить их читать, писать, считать и т. п. Всё это ребёнок освоит в первом классе. Умение читать до школы совершенно не является гарантией отличной учёбы в будущем. Психологи А. Венгер и Н. Виноградова считают, что готовность к школьному обучению – это итог 1 класса. Задача родителей в другом – расширить кругозор детей, развить их связную речь, мышление, память, научить слушать и воспринимать задание.
Конечно же, задания, которые даёт учитель малышу носят в основном игровой характер. Или во всяком случае оформляются в речи игровым образом: это открывает детей для общения, им становится легче отвечать на вопросы взрослых.
Степень готовности детей к обучению в школе – «школьную зрелость» - можно довольно точно оценить. Для определения «школьной зрелости» - общего уровня развития - выясняются кругозор и словарный запас ребёнка, способность мыслить логически, понимать задание, сравнивать и сопоставлять предметы, сравнивать результаты своего действия с образцом и т. д. Сориентироваться в уровне готовности к обучению в школе можно с помощью специального теста. Он поможет также определить детей с отклонениями в развитии.
Тест Керна – Йерасека включает три задания : рисование фигуры по представлению, графическое копирование предложения из письменных букв и срисовывание точек в определённом пространственном положении. Эти три задания дают общее представление об уровне психического развития ребёнка, о его глазомере и способности к подражанию, а также , о выраженности тонких двигательных координаций. Развитие последних связано как с определённой зрелостью центральной нервной системы, так и со степенью развития мышц кисти руки. Без этого невозможно успешное становление навыков письма и совершенствование рисунка, выполнение которого отражает развитие второй сигнальной системы (абстрактного мышления и речи).
Выявив уровень «школьной зрелости» будущего первоклассника, учитель ( или родитель) может организовать эффективные тренировочные занятия с ребёнком. Эти занятия подразделяются на три вида: 1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого; 2) тренировка памяти; 3) подготовка руки к овладению письмом.
|